пятница, 31 мая 2013 г.

Ракушки благодарности




Собирать на пляже ракушки - заразительное дело, хуже семечек.  Поминутно нагибаешься, набиваешь полные карманы, тащишь домой, раскладываешь на балконе.
- Красотища какая, - восхищается Саша, мой муж. - Вроде бы лежат как попало - а прямо панно!
Однако как придет пора уезжать домой, в Сибирь, стряхнешь всю бесполезную красоту легким движением руки с балкона - и как не бывало. А куда ее? Ну даже если с собой возьмешь домой за тридевять земель, то поваляются - и выбросишь.
Что-то с этим надо делать, - размышляла я не раз. Ведь богатство такое!

...Неожиданно я нашла понимание со стороны моей приятельницы Лены.
Та собирала на берегу все ракушки подряд, а также
от меня с удовольствием принимала трофеи моих пляжных прогулок.
- Увезу все во Владивосток - у нас там таких нет.
- А зачем они тебе?
- Бутылки обклеивать, - уверенно сказала Лена.

Оказалось, сейчас модно дарить друг другу стилизованные бутылки, якобы после кораблекрушения. Маленький сын ее подруги давно клянчил такую бутылку, стоявшую в сувенирной лавке, и Лена уже подумывала, не подарить ли ему ее на день рождения.

- Сходила, посмотрела на нее. Вроде такая дорогая, а
сделана небрежно. Я решила, что сама сделаю гораздо лучше смогу. Выбрала подходящую бутылку, обклеила ракушками, кое-где песочком присыпала. Потом скачала из интернета карту Карибского моря, будто бы с указанием места пиратского клада на острове, распечатала на пергаменте, вымочила в чае, "состарила", скатала, засунула внутрь горлышка, потом на почте выпросила сургуча и запечатала бутылку. Получилась такая классная бутылка - ребенок прыгал от счастья.

Под девизом "бутылка в ракушках - лучший подарок" Лена принялась дарить подобные сувениры друзьям, и все оставались довольны, даже взрослая дочка.

"То ли бутылку обклеить", - прикинула я. 

Правда, без энтузиазма: куда ее потом? И не обклеила.

Но мощный потенциал, заложенный в маленьких морских окаменелостях, не давал мне покоя.

***

...Давний фанат ракушек - моя мама.
Она привозила ракушки отовсюду, даже из Египта, несмотря на официальный запрет на вывоз из страны "марина лайф". Целую кучу ракушек из Йемена презентовал ей мой двоюродный брат, профессиональный морской водолаз. Под свою коллекцию маме даже пришлось заказывать небольшую витрину.
Мамины ракушки крупные, разноцветные. Она любит каждую подолгу крутить в руках, изучая узоры.
Ее любовь к ракушкам имеет не столько эстетический, сколько идеологический оттенок: как ученый, мама полжизни посвятила проблеме очистки водоемов.

- Представляешь, эта совершенная красота - всего лишь отходы океана, - не перестает удивляться мама. - Ведь у морей и океанов огромная способность к самоочищению. Один такой моллюск за день очищает целый литр воды. Он так устроен, что вся грязь оседает снаружи, каменеет и становится раковиной. Непостижимо, как Вселенная из грязи создает такие удивительные узоры.

***

- На Самуи нет красивых ракушек, - говорят бывалые путешественники, посетившие Мальдивы или Бали.
Чистая правда, красивых практически нет.
Но к крупным красивым ракушкам я равнодушна: слишком уж они самодостаточны, не дают простора для воображения.
Меня больше привлекают ракушечные обломки или простые маленькие ракушки, - это же готовый конструктор. Можно выложить картинку - и тут же разрушить. А можно... Столько всего можно!

"Ракушки - это "Супер-лега", - сказали мои юные друзья.
 
***

Однажды ко мне пришло озарение - и идея, много лет прораставшая в душе, вдруг проклюнулась наружу.
Я подобрала несколько обломков разной формы и цвета, затем скрепила их суперклеем.
Получилось нечто абстрактное, растительно-фантастическое, - и, между прочим, вполне достойное того, чтобы прикрепить на магнитик с обратной стороны и повесить на холодильник на долгую память об острове Самуи.
Результат эксперимента показался мне довольно удачным, да так приободрил меня, что я с ходу сваяла еще штуки три, все разные.
Вечером пришли гости, и мне не терпелось похвастаться.
- Ой, как здорово! - восхитилась Мери. - Вот эта мне особенно нравится, - намекнула она, и мне пришлось ей подарить одну композицию.

Остальные тоже раздарила - кому на прощание, кому на Пасху.

***

У меня появилась привычка бездумно крутить в руках обломки ракушек. Не то чтобы я специально придумывала композицию, нет. Просто это стало моим излюбленным способом отдыхать, своего рода медитацией. И вот что странно: именно в таком полубессознательном состоянии рождаются идеи.
...Однажды я вертела в руках большую перламутровую раковину (друзья угостили нас с мужем в ресторане устрицами, и невзирая на Сашины призывы вести себя прилично, я все же стянула со стола грязную скорлупу). 

Мне пришло в голову выложить в ней орхидею из пестрых мелких ракушек, тем более что цветки фиолетовых и белых орхидей всю неделю стояли на столе - на Восьмое марта ученики преподнесли мне целую охапку.
Задача не из простых - все-таки материал не пластичный. Тем удивительнее показалась мне та легкость, с какой удалось мне составить лепестки из разных обломков, и те идеально подошли один к другому.

Цветок получился до того выразительный и изящный, что я сама была потрясена больше всех: я-то знала, что он сложился при моем, прямо скажем, минимальном участии...
- Молодец, какая талантливая, - хвалили друзья, а я-то знала, что тут почти не при чем...

***

...И начались чудеса: мистическим образом отыскивались нужные ракушки, обломки, фрагменты. Некто будто подсказывал мне перспективные идеи.
Однажды на закате я бродила по берегу, выискивая "бабочки" - так я называю парные пустые скорлупки от мидий, которые внутри бывают от светло-сиреневых до иссиня-черных. И тут ко мне привязались какие-то тайские детишки. Они то и дело подбегали и совали мне какие попало обломки.



"Потом выброшу, - с подумала я, тем не менее с улыбкой принимая все их подношения. -  Зачем мне сдался этот обломок коралла, похожий на палку".
Детки, наконец, скрылись с глаз, и я вытянула из пакета ненужный обломок, чтобы выкинуть, как вдруг меня осенила идея: можно же склеить отличную пальму! 

Вот тебе и ствол. 
Легкие маленькие устричные створки, пестрые, похожие на лепестки, послужат убедительными листьями, а оперкулумы, - такие крохотные бусины в виде полушарий, у которых с плоской стороны спиралька, а с выпуклой коричневое пятнышко на желтом фоне  - кокосовыми орехами.
Дома, не откладывая в долгий ящик, я тут же воплотила идею. Я даже понесла
пальму показать тайским соседям, у которых кафе напротив.
Все, как один, сказали - "гуд айдиа".
С тех пор беру все, что дают.

...В другой раз я нашла крупную створку, отливающую зеленым перламутром. Приставив перпендикулярно к ней лодочкой большую продолговатую ракушку, необычно голубую внутри, я вдруг сообразила, что это готовый морской мини-пейзаж. Осталось только посадить между "небом" и "водой" маленький белый парус (любой обломок сгодится) и белые облачка из устричных створок. А если все это поставить на желтый полосатый гребешок, то вот вам и "песочек"!



Я стала внимательнее присматриваться к окружающим цветам, засекала, какие у орхидей листики, как распределяются лепестки у того или иного сорта. Я даже засела в интернет, изучая виды орхидей. Все шесть лепестков обладают разной формой и величиной, и для каждого типа у меня нашлись характерные ракушечные обломки.


 
Самым удобным и эффектным для "каменного" воплощения оказалась орхидея "ванда" - с парой доминирующих симметричных лепестков и одиночным нижним, остальные едва видно.


А потом "заболела" розами. 


Когда-то я выращивала на подоконнике больше десяти сортов роз, потом разводила во дворе розовые кусты, поэтому примерно в курсе, как распределяются лепестки.

Я наловчилась делать розы не только из гладеньких мидийных ракушек, но даже из обломков. Полураспустившийся бутон выглядел неряшливо-правдоподобно - и от этого особенно трогательно. Как та капризная роза в "Маленьком принце".


Всем известно, что ракушка в воде выглядит более живописно, чем на воздухе, обсохнув. Поэтому изделие требует лакировки - тогда все прежние цвета возвращаются. 
Проблему лака я решила очень просто, обнаружив в супермаркете на стенде уцененной парфюмерии бутылек бесцветного лака.
Следующим этапом мне в голову пришла идея подкрасить кое-какие изделия, и я закупила розового разных оттенков.
Мои розочки получились перламутровые, пасторально-стильные, - что-то от фарфора "роккоко", разве что пастушек с овечками не хватает.
- Ну и кич! - хмыкнул Саша. - Лучше не крась, пусть будет не так ровно, зато естественно.
- Можно так и так, - возразила я.


Но Саша прав, гораздо интереснее экспериментировать с натуральными цветами.
Например, из серии ракушек охристо-желтого колорита получилась всамделишная чайная роза, а из тех, что цвета слоновой кости, - эффектный белый, под мрамор, подсвечник. Иногда я комбинировала теплые и холодные цвета: из розовых, белых и желтых собирала цветок, а синие устричные створки шли у меня на листья.

***

...Самуйские пляжи все очень разные.
Западное побережье мелководно, а на юге глубоко, постоянные волны. Где песок, а где причудливые скалы. Самое главное, что везде разные ракушки.
В коралловой бухте я нашла кучу мелких разноцветных раковинок, типа улиточных домиков, а на Чавенге в бичевнике обнаружила большие круглые перламутровые блюдца, наполовину зарытые в песок.
Это дало новый толчок моей фантазии. Перламутровый круг - чем не вода? Из "бабочек" я собирала лотосы и водяные гиацинты - синие, белые, розовые, из плоских темных ракушек лепила "листики", а на некоторые еще сажала "улитку" посимпатичнее. Получались довольно интересные композиции.

В какой-то момент мне захотелось, чтобы эти ракушечные поделки приносили пользу, а не просто валялись у кого-нибудь на книжном шкафу, собирая пыль. 
Я разработала модели подсвечников, пепельниц, шкатулочек для драгоценностей, а специально для собратьев-католиков придумала надверные сосудики для святой воды. 



***

...Странно, но в этой простой, казалось бы, немудрящей забаве через какое-то время я стала ощущать неподдельную мистику, очевидную, правда, только для меня.
К примеру, еще в свой самый первый приезд на тайский остров - а было это лет пять назад - я приобрела привычку собирать "зернышки" - те самые крохотные оперкулумы. Уж очень мне нравилось, когда они лежали кучкой. Кроме того, я лелеяла надежду когда-нибудь сделать из них панно. "Зернышки" эти попадались мне так интенсивно, что редкий раз я уходила с пляжа без наполненной горсти.
Увлекшись поделками, я стала уделять большее внимание другим ракушкам, а потом вдруг заметила, что "зернышки" исчезли с пляжа... Словно Некто мне их подбрасывал, подбрасывал, а потом перестал - после того, как я потеряла к ним интерес.
- Так и происходит диалог со Вселенной, - объяснил мне Саша. - Вселенная разговаривает с тобой языком ситуаций.
- Так мило с ее стороны, что Вселенная неравнодушна даже к таким глупостям, - засмеялась я.

А иногда через ракушки я получала самые настоящие знаки. Ведь что такое знак? Это когда ЧТО-ТО НЕ ТАК. Когда происходит что-то вопреки нормальному порядку вещей, то это и есть знак.
...Например, однажды я нашла на нашем берегу, до боли знакомом и сто раз исхоженном, огромное цельное красное перламутровое "блюдце", выброшенное морем на берег. Никогда не был там ракушек этого вида, да и створка была необычной - темно-бардовой, блестящей, переливающейся, словно елочная игрушка, эдакое маленькое чудо. И в душе - вдруг полузабытое детское восторженное удивление от предчувствия волшебства...
...А в другой раз, после большого шторма, в Рождество, я обнаружила на небольшом участке метров в пять множество морских звезд. Сколько живу, никогда не видела здесь морских звезд. Интересно, что их выбросило только в том месте, да и то через полчаса море разбило их в труху. Я успела подобрать штучек пять, если бы их у меня не осталось, никто бы не поверил мне, что там были звезды...



Похоже, "каменные цветы" привлекли в мою жизнь живые. С некоторых пор мне стали дарить цветы. 

Конечно, это может быть простым совпадением - примерно в это же время я стала работать учителем музыки в тайской школе, и ученики порой приносят мне то орхидеи, то лилии, а однажды маленький Петя перед отъездом в Россию появился в классе с целой корзиной роз.

В свою очередь я тоже презентовала им с мамой розу из ракушек.

А в сточном озере напротив нашего дома вдруг расцвели сотни розовых лотосов.

***

Самые удачные поделки выходят тогда, когда я чем-то обеспокоена или озабочена. 
Думая о своем, я почти бессознательно перебираю обломки, отбираю, составляю, как вдруг обнаруживаю, что случайно вышло что-то забавное. Моментально позабыв все заботы, ухожу с головой в дело - клею, составляю, фиксирую, сушу, лакирую.
Потом обязательно ставлю новую поделку на обеденный стол. Во время ближайшей трапезы мы с Сашей будем ей любоваться, а потом уберу на специальную полочку, которую Саше пришлось прибить под поделки.




Уличный столик Саша полностью предоставил в мое распоряжение. Ракушек становится все больше, все труднее их классифицировать, и стол заставлен коробочками, стаканчиками из-под йогурта. По этому же столу кошки залезают к нам в окошко и обратно, поэтому иногда в ночи раздается грохот - четвероногие хулиганы рассыпают мои залежи.
Уже все знакомые приносят мне с пляжа ракушки. А как-то Кун Вира, тот самый сосед, владелец тайского кафе, пожертвовал мне на растерзание старое ракушечное жалюзи, отчего моя коллекция ощутимо увеличилась.
Разглядывая мои поделки, тайцы обязательно произносят "О!" и хвалят "хорошую идею" - они ценят не столько эстетические свойства, сколько продажный потенциал. 
Как говорится, все, что связано с душой, рано или поздно принесет много денег. (Шутка, но в каждой шутке есть доля шутки).


Саше понравилась мысль из одного хорошего фильма о "камне благодарности". Это специальный камень, который всегда лежит в кармане, чтобы наткнувшись на него, ты всякий раз обязательно за что-то поблагодарил бы Бога. 
Поэтому мой муж не упускает случая подобрать с улицы какую-нибудь гальку, и на тумбочке у него всегда образуется склад камней. Некоторые - ну очень большие.
- Это уже целый булыжник благодарности, - ехидничала я. - Куда тебе такой?
- Какова благодарность, таков и камень, - парировал он.
- Ну нет, мне это не подходит. Мне бы что-нибудь поменьше да поизящнее, ракушку бы какую. А бывает ракушка благодарности?
- Хоть горшок благодарности.

Так сложилось, что для меня здесь теперь каждая ракушка - это ракушка благодарности. Не потому ли они превращаются в розы и орхидеи? 

Ко Самуи 2013
Ольга Сквирская
Читайте  мои книги о Таиланде!
https://www.litres.ru/olga-evgenevna-skvirskaya/

Комментариев нет:

Отправить комментарий